Фотографии: Юрий Рост
10 марта 2008 г.
"Афиша"

— Вы можете описать в двух словах профессию? Журналист — это кто? Журналистика — это что?
— Журналист — это ретранслятор. Если брать событийную журналистику, личность снимающего почти не присутствует в фотографии. Очеркистика — это совсем другая история, в ней присутствуют два героя. Объект и субъект съемки обязательно. Я видел в жизни много фотографий, сделанных слепыми людьми, они не видят, что они снимают.

— Ну да. Разные люди, по-разному воспитаны, с разной культурой видят в одном и том же событии разные вещи. Один снимает лежащие трупы, второй — героический подвиг солдата, третий попробует снять суть. Великий фотограф может уместить в одну фотографию все. Помните фотографию Бальтерманца «Горе»? Одной фотографией ему удалось выдать мощнейший образ трагедии. Там есть трупы, но они не главные. Главные — живые. Кстати, если вы будете рассматривать эту фотографию в разных изданиях, вы увидите разные облака.
— Впечатывал облака? По нынешним временам это аморально. Информация же должна быть объективной.

— Ну то есть моральный выбор, стоящий перед фоторепортером, это не красивые слова?
— Я застал Бальтерманца живым, мы общались, он мне рассказывал о ситуации, которая очень часто встречается в среде фотожурналистов. На съемке какой-то мужик провалился в полынью, Бальтерманц бросил камеру и пошел спасать его, а молодой фотограф, который там был с ним, снимал в это время. Но эти карточки не стали знаменитыми. Я помню другую фотографию, про расстрел. Снимок какого-то мексиканского революционера, который стоит перед расстрелом. Ничего более сильного из этой области нет, он стоит перед стенкой и курит сигару, сейчас его расстреляют.

— Вообще, Картье неоценим — он сделал фотографию гуманистической. Даже пейзажи, где фигурки маленькие, все равно видно, что этот человек относится к другому человеку с симпатией. Брессон заставил фотографов увидеть простую жизнь. То есть простая жизнь — и есть жизнь. Вот он приехал в Москву, сделал альбом, смотришь на него: человек из враждебного мира снимает враждебный мир — смотришь, а там ни одного кадра осуждения. Там есть удивительное любопытство к тому, что происходит. Брессон любит человека.

— Левачество тут ни при чем. Его этот мир интересовал. И тот, кто его населяет. По простоте разве что проза Пушкина сравнится с фото Брессона.
— А расскажите историю про вашу фотографию братьев, которые выжили на войне, и о том, как Брессон выбрал ее в свою книгу.

— А расскажите, как, собственно, нашли этих братьев, выживших на войне?

— Вы журфак закончили?
— Сначала я закончил Киевский физкультурный институт, потом журфак в Ленинграде. Работал в «Комсомолке» долго, до 1979 года. В 80-м я пришел в «Литературную» обозревателем. Потом я работал в «Общей газете» у Егора Яковлева, а сейчас в «Новой».
+2.jpg)
— А что такое богема? Ее как таковой не было. Выпивали, бузили больше, чем сейчас, но это не было богемой. Это все небогемная энергия.
— Богема или не богема, но в артистической среде присутствовали левые настроения или антисоветские?
— Внутри газета была неоднородная, существовал внутренний протест, существовал общий противник. ЦК КПСС. Обмануть их, пробить, напечатать что-нибудь невероятное было очень важно. Написать правду жизни было тяжело.
— Как выглядел цензор? Как вы отличали человека, который будет пропускать правду, а кто не будет?
.jpg)
— У вас выходит книга. Расскажите про нее.
— Моя книга — это кусок времени и люди, которые жили в этот кусок времени, часть из них ушли, это иногда очерки, иногда рассуждения или размышления, вызванные фотографией.
— А можете определить как-то этот кусок времени?
— Это же мой круг, я даже хотел дать ей название «Круг». Потом я понял, что все эти люди сами по себе, они не рядом, они живут параллельно, это я к ним присоединяюсь. Население этой книги — это население нашей страны.
— То есть вы любите своих героев?
— Да я их люблю. И даже один человек сказал мне: ты заставил меня опять полюбить страну, страна и государство — разные вещи. Государство я не люблю, а людей, которые страдают и преодолевают, — их я люблю.
— Вы гуманист?
— Наверное.
Статьи по теме:
Сусанна Альперина "На Вы: Рост"
Комментариев нет:
Отправить комментарий