пятница, 16 января 2009 г.

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)

Улица в Севастополе

Родился в 1882 г. в селе Ворона Пензенской губернии в семье священника. Мать Аристарха Лентулова рано осталась вдовой с четырьмя детьми, младшим из которых и был будущий художник.
После Пензенского духовного училища Лентулов перешёл в семинарию. Однако в Пензе открыли художественное училище, и Аристарх Лентулов попал в первый набор. Дальнейшее художественное образование Лентулов получал в Киевском художественном училище, в петербургской студии Д. Кардовского.
С 1909 г. жил в Москве.

Улица в Сергеевом Посаде

Стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» и участвовал в его выставках (1910 - 1917). Первая выставка этого худбратства открылась в 1910 году. Картины Лентулова вызывали массу споров критиков выставок объединения, по их, часто противоречивым отзывам, «непримиримый абракадабрист» являл публике «пёстрое узорочье».

Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года. 1912

В 1911 – 1912 гг. учился в студии Ле Фоконье и в Академии La Palette в Париже. Там он познакомился с новым поколением французских живописцев – Глезом, Метценже, Леже, Делоне и приобщился к творчеству кубофутуристов. Парижские друзья прозвали его «футуристом a la russe». Однако Лентулов отнюдь не стал одним из эпигонов парижской школы, он переосмыслил свои заграничные впечатления в соответствии с собственным незаурядным талантом и темпераментом. Широкая художественная натура творила чудесный идеальный мир на холсте, рассыпая краски на плоскости и дополняя их элементами коллажа. Довершило дело пряная приправа кубизма, с основами которого Лентулов познакомился в Париже. Строгие принципы кубизма он разбавил яркой красочностью, не соблазнившись жёсткой геометрией разъятых на части форм и монохромной палитрой.

Портрет М. П. Лентуловой (Портрет матери). 1913

По возвращении из Парижа художник создал ряд панно с изображением архитектурных памятников Москвы. Эти произведения соединяют натурное впечатление от средневековой архитектуры, традиционную фольклорную яркость и кубофутуристическую трансформацию формы. Во многих работах 1910-х годов Лентулов использовал аппликацию.

Нижний Новгород. 1915

Звон (Колокольня Ивана Великого). 1915

Буйство творчества закончилось в 1916 году. Шла Первая мировая война. Бубновалетовцы пересматривали свои позиции. Машков и Кончаловский ушли в «Мир искусства», годом позже то же самое сделал Лентулов. Пиршество цвета постепенно утомило, открытие перестало будоражить новизной, художник пересматривает свою творческую позицию.

В 1917 году вступил в общество "Мир искусства" в Петрограде. В это время он много работал как художник театра.

Пейзаж с деревьями. 1918. Холст, масло.

Сельский домик. Село Зюзино. 1918

Эскиз мужского костюма к опере «Демон» А. Б. Рубинштейна. 1918—1919

В 1920-м году Лентулов принимал участие в работе ИНХУКа и руководил театрально-декорационным отделением ВХУТЕМАСа.

В 1924 году он вступил в общество "Московские живописцы". В это время формируются новые творческие позиции художника, характеризующиеся "углубленным реализмом" (определение А.В. Луначарского).

В 1928 году Лентулов участвует в организации Общества московских художников (ОМХ).

Ялта. Улица, залитая солнцем. 1932 г.

В 1930-е годы мастер неоднократно бывал в Крыму. В эти годы он особенно много путешествовал, объехав юг России, где исполнил многочисленные работы маслом и акварелью с изображением видов городов, морских и индустриальных пейзажей. С этого времени художник обращается к новой для него системе тональной живописи, что не помешало ему сохранить высокое колористическое мастерство и артистизм письма.

Автопортрет. 1940

Умер в Москве в 1943 г.

Картины А.В.Лентулова в Третьяковской галлерее:

Ворота с башней. Новый Иерусалим. 1917
Холст, масло.


Василий Блаженный. 1913
Холст, масло

Композиция создана под влиянием французского кубизма и традиций народного искусства, воспринимающего живопись как красочное театрализованное зрелище. Собор представляется художнику фантастическим архитектурным мифом, в котором происходит сплав различных времен и культур. Лентулов стремился показать храм «как бы сразу отовсюду, со всех сторон» и «передать сказочность и безудержную фантазию формы и цвета». Изображение архитектурных форм условно, в композиции совмещены разные точки зрения, на синие главы собора наклеены золотистые бумажные звезды, выписаны узоры на витых колонках. «Располосованы» не только формы собора, но и небо. Все это средства, с помощью которых автор стремится показать развитие образа во времени и пространстве.


Автопортрет. «Le Grand Peintre». 1915
Холст, масло

В автопортрете Лентулов, как и другие мастера «Бубнового валета», полемизирует с традиционным романтическим образом художника, творца, воплощавшего в себе возвышенные и необыкновенные свойства. В самом названии, в котором Лентулов определяет себя «великим художником», и в трактовке образа очевидна ирония. Объемно написанное лицо и плоскостной фон напоминают ярмарочный портрет, в котором голова портретируемого «продета в отверстие декорации», изображающей фигуру на узорчатом фоне. Позади – круг, он мог бы символизировать солнце, так как соседствует со звездами, но воспринимается как нимб. Костюмированный вид базарного зазывалы никак не ассоциируется у зрителя с вдохновенным мечтателем, отмеченным «печатью нездешнего». Это новый образ художника – энергичного, уверенного в себе человека, жизнелюба, не чуждого всему земному.

/icon.yarcenter, bonnylife.liveinternet, tretyakovgallery, arttrans, "Гелос" 2002/

Комментариев нет:

Отправить комментарий