- Алексей Львович, не так давно вы признавались, что вас тошнит при расспросах о прошлом. Так почему же отважились старое вспомнить, а не придумать что-нибудь рок-новенькое?
- Я действительно предпочитаю рассказывать о том, чем живу сейчас. А рок-оперы я, наверное, вообще больше писать не буду. Потому что в каждый период жизни привык заниматься тем, что меня по-настоящему захватывает и где еще никто не проложил дороги. В 76-м году мне было очень интересно написать рок-оперу. Я так и написал ее одну.
- А как же вторая? Вознесшая вас на небеса славы "Юнона и Авось"?
- Это немного другой жанр. "Юнона" вообще была написана как симфо-электронное произведение. Сейчас я и пишу именно симфоническую, духовную музыку - хотя по популярности это несравнимые вещи.
- Так почему же взошла вторая "Звезда"?
- Народ захотел. В Интернете признавались, что до сих пор слушают диск. Но с удовольствием посмотрели бы спектакль. Так что "Звезда" после 18 лет свечения немножко отдохнула и вновь взошла, как бы сказали в советские времена, по заявкам трудящихся, но новых. Потому что любое произведение пишется для того, чтобы с ним могли пообщаться новые поколения - и зрителей, и актеров.
- Извините, но еще раз верну вас к прошлому, причем героическому. Ведь "Звезду" чиновники от тогдашней культуры приняли лишь после 11-й попытки.
- В те времена это не было исключением. А для меня, работавшего зав. музыкальной частью Театра на Таганке, тем более. Особенным стал сам факт появления рока на официальной сцене. Рок-музыка тогда звучала в глубоком подполье, а тут - государственный театр, да еще имени Ленинского комсомола! Получалось, что государство одобрило этот жанр. Но 11 спектаклей прошли при забитых залах. Хотя Марк Захаров был уверен, что дальше фойе постановка не двинется. Тем не менее народные слухи разошлись - вот уж вспомним золотые времена для дармового пиара! - и госприемщикам некуда было деваться.
- К слову, когда вам, как творцу, проще жилось - в застоявшиеся, но четко фильтровавшие качество советские времена или в нынешние - вольные, но мутные?
- Отравить мозги и душу можно как тоталитарной властью, так и денежной. А сейчас финансовый вопрос всех испортил. Увы, настоящая культура без поддержки выжить не способна. Сытно жить может лишь шоу-бизнес, большей частью низкопробный. Что бы ни говорили, но советские культ-ОТК следили не только за идеологией, но и художественным уровнем. А сейчас цензуры качества нет - кто громче кричит, у того и лучше. У нас сегодня достойные произведения оказались в подполье. И государству нужно позаботиться о том, чтобы их выявить и поддержать.
- Как же вы решились в качественный спектакль пригласить исполнителя, прославившего себя победой в конкурсе с неоднозначной репутацией?
- Зачем приклеивать ярлыки? Ведь Дмитрий Колдун, помимо того что финалист "Евровидения", еще и 23-летний человек, начинающий творческий путь. Сначала он заявил о себе как победитель поп-конкурса, потом стал солистом рок-оперы, а там, быть может, окажется и певцом Большого театра. В нашем спектакле Дима, обладающий хорошим голосом, которым он мастерски пользуется, нашел для себя новые возможности. Ведь певец существует не сам по себе, а внутри материала, который исполняет.
- Спектакль - творение Театра Алексея Рыбникова. Но показан, увы, на чужой сцене...
- Нашему театру в наступающем году исполнится 10 лет, но нам все еще приходится кочевать. Хотя мы вовсе не кочевники, у нас своя большая труппа и свои спектакли, в том числе мюзикл "Бу-ра-ти-но!" и "Красная шапочка". Кстати, фильм "Приключения Буратино", к которому я и написал музыку, снимался на "Беларусьфильме". А в Минске до сих пор идет такой спектакль.
- Как отец нашего рок-оперного первенца оценивает состояние всей нынешней отечественной рок-музыки? Остепенела она вместе со своими вождями-основателями, такими, как Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич, которые недавно разменяли по две пятерки - пятьдесят пять - лет?
- Ой, какие молоденькие! От души поздравляю. А что касается нашей рок-культуры, думаю, что она сформировалась и проявила себя в те замечательные роковые 70-80-е. А то новое, что пишется сейчас, как-то проходит мимо меня.
- Зато наверняка никого не минует вездесущий мюзикл.
- Да, этот жанр у нас вполне освоен.
- Освоен по-своему или скопирован с Бродвея, как очень многое в кино с Голливуда?
- Дай бог, чтобы копировали качество - школу, культуру постановки. Ведь бродвейский мюзикл в этом смысле для всего мира является таким же эталоном, как русский балет.
- Коли Голливуд упомянули, как развивается ваш давний роман с кинематографом?
- Скоро должна выйти "Пассажирка" Говорухина. Для Хотиненко пишу музыку к фильму "На реках вавилонских".
- Не искушают ли сериалы?
- Нет. В них очень неуважительно к композиторам относятся. Продюсеры получают права делать с музыкой все что угодно: например, приглашают третьих лиц, которые перерабатывают, дописывают, ставят фрагменты, сочиненные к одному эпизоду, в другой. Тем не менее рад, что мою киномузыкальную эстафету подхватил сын Митя. Наблюдаю, с каким энтузиазмом он работает, и вспоминаю себя.
- Слышала, ведутся переговоры о гастролях "Звезды" в Минске. А не светят ли более дальние - Париж, при поддержке Пьера Кардена, который в 83-м организовал парижское "дефиле" "Юноны"? Он, знаю, обожает вашу музыку и в своем рабочем кабинете слушает ее чуть ли не каждый день.
- Карден приезжал на премьеру "Звезды", со сцены держал хвалебную речь и сказал, что подумает о гастролях. Мне же напоминает о Кардене подаренный им синтезатор, на котором я по-прежнему работаю.
/"Союз. Беларусь-Россия" №387 от 18 декабря 2008 г./
Комментариев нет:
Отправить комментарий