вторник, 20 января 2009 г.

«Фрау Марию» поднимут со дна Балтийского моря в 2010 году

В XVIII веке российская императрица Екатерина II решила пополнить коллекцию Зимнего дворца и заказала в Голландии различные произведения искусства. Перевозку ценностей осуществляла зафрахтованная в Голландии шхуна «Фрау Мария». В трюме судна находились купленные на аукционе в Амстердаме картины голландских художников, фарфор и предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгметаллов. До Петербурга шхуна не дошла – в 1771 году она попала в шторм в территориальных водах Швеции, которые сегодня принадлежат Финляндии.

Корабль был обнаружен финской экспедицией Vrouw Maria Exploration в 1999 году. Дайверы установили, что «Фрау Мария» стоит вертикально на глубине 41 м, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.

По мнению экспертов, в таких условиях коллекция в трюме затонувшей шхуны не сильно пострадала. Полотна могут быть в сохранности, поскольку для перевозки их упаковывали не в ящики, а в кожаные пеналы, затем в свинцовые сосуды, и сверху заливали воском. На ценный груз могут претендовать четыре страны, хотя Росохранкультура уже предъявила голландцам архивные документы, свидетельствующие о своевременной оплате Россией как груза, так и зафрахтованного судна.

Затонувшая «Фрау Мария» будет поднята со дна Балтики не ранее 2010 года. Подъем судна будет осуществлен лишь тогда, когда определится владелец шхуны и ее груза.

По словам главы Росохранкультуры Александра Кибовского в настоящее время с Финляндией, у берегов которой лежит судно, ведутся активные переговоры. Финская сторона понимает, что Россия имеет большой интерес к этому объекту. По мнению Кибовского, все вопросы следует обговорить заранее, поскольку «когда медведя убьют, делить его шкуру будет поздно». Под «шкурой медведя» чиновник имеет в виду ценности, находящиеся на борту шхуны.

В подъеме судна готовы принять участие фонды «Крейсер Варяг» и «Спасение национально-культурных ценностей». А реставрационные работы возьмут на себя специалисты из Эрмитажа.

Известно, что на дне Балтийского моря лежит несколько тысяч кораблей, включая прекрасно сохранившийся колесный фрегат «Гремящий» – парадный корабль, представляющий собой нечто вроде императорской яхты. Петербургские подводные археологи, работающие в рамках проекта «Подводное наследие России» под руководством Андрея Лукошкова, хотят создать музей кораблекрушений. В музей вошли бы артефакты с погибших кораблей, поднятые со дна Балтийского моря фрегаты, подводные фотографии и исторические материалы.

/vokrugsveta/

Комментариев нет:

Отправить комментарий