четверг, 8 января 2009 г.

Галина Уланова

Галина Сергеевна Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге.

Отец Сергей Николаевич Уланов – артист и режиссер балета Мариинского театра, мать Мария Федоровна Романова – артистка балета (до 1924 г.), с 1917 года педагог Петроградского хореографического училища.

В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище, где до шестого класса училась у своей матери, а потом у Агриппины Яковлевны Вагановой. «Еще только ребенок приходит в балетную школу, и он уже обречен: вот эта - никакая другая - его профессия. У нас профессию не выбирают. Хочет ребенок, просит - родители могут и не отдать в балет. Не хочет, рыдает - как со мной было - все равно решают мама с папой». (Г.Уланова)

На выпускном спектакле Галя Уланова исполнила Вальс и Мазурку в «Шопениане» и Па-де-де Феи Драже в «Щелкунчике» и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета, где дебютировала в партии принцессы Флорины («Спящая красавица»). А в январе 1929 года состоялось ее выступление в партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» П.И.Чайковского.

Один из критиков писал тогда: «Среди строгих, размеренных белоснежно-холодных форм классического балета затеплилось дыхание». Совершенная классическая танцовщица, она исполняет партии классического репертуара – Одетта-Одиллия, Аврора, Раймонда, неповторимая Жизель, с которой она впервые вышла на сцену в 1932 году и танцевала до конца своей исполнительской карьеры.

В 30-е, начале 40-х годов в балет приходит большая литература - Пушкин, Бальзак, Шекспир. Улановой созданы неповторимые образы пушкинской Марии («Бахчисарайский фонтан», 1934) и шекспировской Джульетты (Ленинград 1940, Москва 1946). «Мне повезло, что были такие роли, где я могла представить себя на их месте -Марии, Джульетты, Жизели… Наверное, это наивно, но мне трудно понять, как играют отрицательные роли. В юности я думала: значит, у них в душе что-то такое похожее….». (Г. Уланова)

Легендарный бег Джульетты-Улановой стал символом вечной любви. "Она больше чем танцовщица: она выдающаяся актриса наших дней. Глядя на нее, видишь не только мастерство балерины, но и самою красоту, правду большого искусства", - писал Ю. Слонимский.

Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Москвы, Перми, Алма-Аты, Свердловска, Ленинграда, выступала в госпиталях перед ранеными.

С 1944 по 1960 Уланова – солистка Большого театра России.

У нее почти не было близких друзей, она была подчеркнуто корректна даже с самыми близкими людьми. Переехав в Москву из Ленинграда после разрыва с танцовщиком и хореографом Константином Сергеевым (он предпочел великой Улановой Наталию Дудинскую, вскоре ставшую королевой ленинградского балета), на сцене Большого она осталась питерской балериной.

Все мужья Галины Улановой и ее близкие друзья были намного старше артистки: режиссер-красавец Юрий Завадский, художник Большого театра Вадим Рындин, выдающийся артист Иван Берсенев, знаменитый дирижер Большого Юрий Файер. Ее сопровождали блестящие мужчины, ценившие прежде всего редчайший талант и человеческую уникальность балерины. Расставаясь со своими мужьями, она сохраняла с ними достойные отношения. На похороны Завадскому послала венок с лаконичной надписью: "Завадскому - от Улановой". На панихиде по Берсеневу у гроба стояли две женщины - законная жена актриса Софья Гиацинтова и великая балерина Галина Уланова.

Она не стремилась ни к богатству, ни к славе, все само ложилось к ее ногам. Уланова жила в огромной квартире в высотке на Котельниках, в этом городе-государстве, населенном творческой и военной элитой. В последние годы жизни главному педагогу Большого театра, легенде русского балета не хватало денег, чтобы содержать пять комнат, из которых постепенно исчезали остатки былой роскоши. Ей пришлось перебраться в квартиру поменьше.
Она если и не презирала богатство, то была к нему блистательно равнодушна. Она не замечала всего этого - ни дорогих шуб, ни "Волг", на которых возили звезд первой величины. Однажды у Улановой украли машину. Когда балерине сказали об этом, ни один мускул не дрогнул на ее бесстрастном лице.

С 1960 года Уланова – педагог-репетитор Большого театра. «Честно говоря я и не хотела быть педагогом. Мне хотелось, уйдя со сцены, наладить домашнюю жизнь, самой вести ее. Ничего не получилось: и потому, что осталась одна, без мужа, и потому, что неожиданно началась другая жизнь, другая работа. Елизавета Павловна Герд (педагог Кати Максимовой со школы) попросила меня поработать с Катей над партией Жизели. Думала, это временно, оказалось - навсегда стала я педагогом. Они мне и дети и внучки, своих ведь нет… Я как педагог занята больше, чем когда сама танцевала. У меня самое большее, было три-четыре спектакля в месяц, а чаще - того меньше. А сейчас? Я говорю не только о репетициях: стараюсь ходить на выступления каждой своей ученицы. Иногда занята чуть ли не каждый вечер». (Г.Уланова)

Среди учеников Галины Сергеевны Улановой - Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Светлана Адырхаева, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Надежда Грачева, Алла Михальченко, Нина Семизорова, Николай Цискаридзе, Марина Колпакчи, Ида Васильева, Ольга Суворова.
Уланова работала также с солистами Парижской «Гранд Опера», Гамбургского балета, Шведского Королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.

Народная артистка СССР, дважды Герой социалистического труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР (1941 год, 1946-й - "Золушка", 1947-й - "Ромео и Джульетта", 1950-й - "Красный мак"), лауреат Ленинской премии 1957 года. Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1958-й), премия Оскара Парселли "Жизнь ради танца" (1988 год, Милан). Уланова была почетным членом Американской академии искусств, награждена Командорским орденом за заслуги в области искусства.

В 1998 году Фонд Галины Улановой был создан при участии Союза театральных деятелей России, Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева, Бориса Львова-Анохина, Елены Брусковой, Татьяны Касаткиной. Президентом фонда стал Владимир Васильев, блистательный артист и многолетний друг и ученик великой балерины. «Что оставляют великие артисты будущим поколениям? - говорит Васильев, - зачастую совсем мало: письма, высказывания, фотографии, кино- или видео-материалы, которые, хочешь - не хочешь, не могут передать ощущения современников с их восторгами, поклонением, а иногда и обожествлением своих кумиров. Галина Сергеевна Уланова никогда не заботилась об укреплении своего «Я» в истории культуры. Ее редкие интервью, немногочисленные письма, отрешенность от суетных споров, неурядиц, закулисья и бытовых проблем – лучшее этому подтверждение… Фонд Галины Улановой и был создан для сохранения и передачи потомкам духовных и нравственных идеалов, составлявших суть ее бытия».



/russianballet, allabout, фотографии из открытых источников/

2 комментария:

  1. Анонимный08.01.2009, 19:36

    почему на первой фотографии портрет Майи Плисецкой

    ОтветитьУдалить